С 70-х годов XIX века в разных городах России в глазах благопристойного городского обывателя начинают происходить просто ужасающие и даже развратные вещи: владельцы трактиров и ресторанов стали привлекать к себе внимание посетителей… женскими хорами! Вот, идёт-бредёт себе уставший приказчик после службы домой мимо трактира, в трактир поначалу не заходит, дома-то можно поесть, но… из трактира несётся хор разудалых девиц, распевающих, да приплясывающих – и приказчик заходит, хорошо же всё-таки – и выпить можно, и на девок весёлых поглазеть. В общем, стыд и срам один! А дело это пошло широко, по всей России, пришло оно и в Царицын!
Царицынская Городская Дума, строго блюдущая нравы горожан, дело это решительно запретила Постановлением от 13 июня 1873 года. Но… никто из трактирщиков и рестораторов не подчинился. Возникло и вовсе подлинное безобразие – в питейных заведениях стали ставить арфы и сажать за них арфисток! Благонравные горожане начинают писать жалобы, чтобы-таки пресечь данное позорное явление.
Так проходит целых семь лет! И вот, 26 февраля 1880 года Городская Дума принимает по данному вопросу новое Постановление. Сославшись на собственное, 1873-го года решение, Дума обращается к губернатору в Саратов с просьбой оказать содействие в решении думского распоряжения семилетней давности. И что же? Наверное, пресёк губернатор поющих хором девиц? Увы и ах!
Проходит целых девятнадцать лет! И вот, 23 ноября 1899 года Царицынская Городская Дума принимает новое Постановление: «О ходатайстве перед Саратовским губернатором о запрещении содержать с 1900 года в увеселительных садах г. Царицына и трактирных заведениях мужских и женских хоров, певиц, арфисток и танцовщиц». То есть за 19 лет явление не только не исчезло, но и обрело много новых форм – певиц и танцовщиц (равно как и мужских хоров), о которых предыдущие постановления не упоминали.
Третье за почти 30 лет постановление Думы имело успех не больший, чем предыдущие два. Что поделать, уж очень нравились посетителям трактиров арфистки и прочие, ну где бы извозчику ещё пришлось бы арфу послушать?
А вот теперь в Волгограде ни одного женского хора ни в одном в ресторане нет, и никто их почему-то не запрещает.